Как выбрать шлифмашину: советы профессионала

Отшлифовать либо состарить древесную деталь, снять лакокрасочное покрытие, удалить ржавчину, сточить заусенцы, затереть шпаклёвку, обработать пластик, отполировать камень — всё это и почти все другое под силу современным шлифовальным машинам. Итак, предлагаем девиз: «Выбирайте шлифмашину с нами, выбирайте как мы, выбирайте лучше нас!»

Шлифование: этот процесс у многих вызывает противные чувства, даже при одном упоминании о нём. Что здесь скажешь, шлифование — операция однообразная, трудоёмкая, тщательная, пыльная, время от времени гулкая, немножечко вредная, но, к огорчению, неминуемая. Современные требования к отделочным работам достигнули неслыханных высот, никто уже не ставит под колебание факт, что плоскости должны быть совершенно ровненькими и гладкими. Финальные сверхтехнологичные покрытия всё больше стремятся к тонкослойности и только подчёркивают недочеты базы. Даже укрупнённые, с готовым декоративным покрытием листовые строй материалы приходится соединять, после этого следует заделка/шпаклевание либо герметизация шва с следующей шлифовкой. Российские строители-отделочники и цеховики (производители мебели, «столярки», изделий из камня, объёмных полимеров, металла) медлительно но правильно привыкают к новым эталонам, неизвестным ранее.

К счастью, матчасть отстала кратковременно: совладать с поставленной задачей рабочему люду помогает узкоспециализированный, относительно дешевый инструмент — шлифовальные машины, без которых нам уже не обойтись. В прошедшем остался до боли знакомый наждак, закреплённый на древесном бруске, либо зажатый в руках. Передовики капиталистического производства выдали на-гора много, сильно много восхитительных проф аппаратов для шлифования, рассчитанных на любые случаи жизни, не обделив вниманием и домашних мастеров — любителей создавать что-либо своими руками. Разобраться в обилии шлифмашин и сделать верный выбор по сути нетрудно, главное знать, зачем предназначен определенный инструмент, также ясно осознавать, какие задачки вы будете ставить перед шлифмашиной.

Принято различать три главных типа шлифовальных машин: ленточные, эксцентриковые (орбитальные), плоскошлифовальные (вибрационные). Они все имеют свою специализацию и образуют типичный каскад способностей, направленный от резвой грубой обработки до пикантного финального шлифования. Многие из числа тех, кто «по долгу службы» плотно связан со шлифованием, имеют в своём арсенале полный набор инструмента этого класса. Ленточные шлифмашины — тяжёлая артиллерия для снятия огромных слоёв с широких плоскостей. ПШМ нацелены на финальную обработку. А ЭШМ способны давать ещё более высококачественный итог, граничащий с полированием, но, по сопоставлению с вибрационными машинами, они имеют другой механизм работы и другую начинку.

Ленточные шлифовальные машины

Выше мы неосмотрительно окрестили ленточную шлифмашину тяжёлой артиллерией, по сути уместнее было бы сказать «танк». Рабочий элемент этого отлично узнаваемого инструмента — абразивная лента, склеенная в виде нескончаемого кольца, которая перемещается по двум концевым роликам и отчётливо припоминает трак гусеничной машины. Такие агрегаты сравнимо массивные, они имеют относительно ординарную надёжную конструкцию (угловой редуктор плюс клиноременная передача), маленький центр масс, внушительную скорость движения абразивного материала. При помощи ленточной шлифовальной машины можно просто снять слой материала в несколько мм, сделать на заготовке кромку либо закругление, удалить старенькое лакокрасочное покрытие либо ржавчину. Ей подчиненны: дерево, металл, полимеры, минеральные строй материалы… Очистить от краски полы — да, подкорректировать строганный брус — пожалуйста, выровнять с браком шпаклёванную стенку — без заморочек. Но стоит осознавать, что высочайшая производительность является не самым близким другом свойства, непременно будут царапинки и раковины. Для финального шлифования нужно будет применить орбитальную либо плоскошлифовальную машину.

Не тайна, что на производительность электронного инструмента прямо пропорционально оказывает влияние потребляемая мощность его мотора — чем она выше, тем больше мы можем выдавить из определенного агрегата. В случае с ЛШМ у потребителя есть возможность выбирать из моделей с движком от 0,5 до 1,2 кВт (Skil Masters 7660MA — 1200 Вт).

Skil Masters 7660MA

Направьте внимание, что инструмент китайских марок часто заявляется с завышенными показателями мощности мотора, или, если там вправду имеются озвученные ватты, то они не сбалансированы с остальными чертами аппарата. Рекордной мощностью хвалятся те производители, которым показать больше нечего, не считая разве что огромного веса и громоздкости «уникального» изделия.

Последующая принципиальная для ленточной шлифовальной машины черта — это скорость. Разумеется, что её тоже необходимо учесть, для определения способностей инструмента. Стремительная машинка и сделает больше, но вот прижать её не получится, если выдающаяся скорость не будет подкреплена дополнительной мощностью. Всему виной несчастный вращающий момент, который гласит, что чем больше скорости у инструмента, тем меньше ему остаётся силы. Ответственный производитель кропотливо балансирует эти свойства, делает их взаимно изменяемыми, за что время от времени отвечает умная электроника. Скорость движения ленты в данных шлифмашинах может находиться в границах 150–550 метров за минуту (Фиолент МШЛ1–100 — 550 м/мин.).

Может появиться вопрос, а для чего вообщем выпускать шустрые, но относительно слабомощные ЛШМ? Просто сверхпроизводительная (стремительная и сразу мощная) машина труднее управляется, она тяжелее, крупнее, дороже. Ею, при лишнем нажатии, просто попортить заготовку. В свою очередь маневренными высокоскоростными легковесами комфортно в недлинные сроки, нередко «по месту», обработать поверхность большой площади. Если вы ещё не понимаете, какие нагрузки ждут шлифмашину — выбирайте более неспешную модель, на которую можно малость нажать, потому она будет более универсальной. Ещё многограннее являются ЛШМ с возможностью предустановки высокоскоростного режима (Sparky MBS 976, DeWalt DW433). Посреди их есть варианты с плавными либо ступенчатыми регулировками.

DeWalt DW433

Самое время сказать и об электрических системах, которые помогают в работе ленточными шлифмашинами. Эти машинки бедны на электрическую начинку, по сопоставлению с другими видами электронных инструментов. Всё обычно ограничивается регулированием скорости движения ленты. Переключатель, отвечающий за эту функцию, производится в виде ползунка либо колёсика с делениями. Есть модели с защитой от перегрева (Metabo BAE 75). С некой натяжкой сюда можно отнести функцию фиксации пусковой кнопки во включенном положении.

Куда увлекательнее дело обстоит с механическими «прибамбасами». В комплекте может идти подставка либо особые струбцины, созданные для стационарного крепления инструмента (очень комфортно для обработки маленьких деталей). Шлифовальная рама служит собственного рода ограничителем, который помогает избежать повреждения заготовки. Параллельный либо угловой упор понадобится для получения четкого скоса либо ровненькой параллельной поверхности. Узкий фронтальный ролик в неких ЛШМ (Black&Decker KA88) имеет малый поперечник, что позволяет до минимума уменьшить мёртвую зону во внутренних углах. Автоматическая центровка ленты (хитрецкая бочкообразная форма 1-го из роликов) не позволяет последней вероломно сползать в самый неподходящий момент. Дополнительная ручка с изменяемым наклоном либо съёмная существенно прирастит функциональность машинки в «зажатых» местах — время от времени осязаемо.

Black&Decker KA88

Отдельное внимание стоит уделить размерам рабочей плоскости — подошвы, соответственно, длине и ширине ленты. Широкие подошвы (100 мм) свойственны для массивных проф моделей, по этому они становятся более размеренными и производительными. Класс «хобби» обычно ограничивают 75 миллиметрами. Длинноватая и широкая подошва дорогих ЛШМ имеет сложную конструкцию, состоящую из подложки и упругой пластинки, что позволяет иметь неизменный равномерный контакт наждака с деталью, таковой инструмент отлично «держит плоскость». Необходимо упомянуть «ленточки» с узенькой оснасткой — это так именуемые «электронапильники», которые не отличаются большой мощностью и универсальностью, но спецы ценят их за невиданную компактность (к примеру, Makita 9032 с лентой шириной всего 9 мм).

Makita 9032

Система пылеудаления есть во всех ленточных аппаратах, но не во всех она работает идиентично отлично. Борьба с пылью ведётся или при помощи подключаемого через патрубок пылесоса, или сбором её в мешок, интегрированный фильтр. Естественно, пылесос лучше, в особенности при шлифовке минеральных оснований. В сверхдешёвых моделях крыльчатка, отвечающая за всасывание воздуха, со собственной функцией не совладевает, каналы стремительно забиваются, в воздухе остаётся много вредной «муки».

Плоскошлифовальные (вибрационные) машины

Если брать во внимание чистоту обработки деталей, то плоскошлифовальные аппараты занимают среднее положение меж ленточными и орбитальными. С их помощь производят финальное шлифование плоских поверхностей, выполненных из самых различных материалов — пластик, древесная порода, камень, металл… Благодаря сравнимо большой рабочей плоскости ПШМ применима для работы с серьёзной квадратурой. Секрет популярности вибрационных шлифмашин кроется в их умеренной цены, доступности частей оснастки, также в отсутствии мёртвых зон обработки (плоская вынесенная подошва просто обрабатывает углы).

Главный рабочий орган плоскошлифовальной машины — это плита, которая с маленькой амплитудой совершает нередкие возвратно-поступательные движения. Мотор в таких машинах размещается вертикально, что даёт возможность при помощи тандема «эксцентрик-противовес» вращательные движения вала перевести в поступательные движения платформы.

Большая часть вибрационных шлифмашин обычно могут повытрепываться мотором мощностью в границах 150–300 Вт, они достаточно маневренны, в меру легки и малогабаритны. Подобного уровня силовой установки фактически всегда довольно. Но такое единомыслие производителей было бы, само мало, странноватым — есть модели мощностью до 600 Вт (Makita 9046). Они, естественно, тяжелее и крупнее, но могут длительно без перегрева работать на малых скоростях.

Makita 9046

Важным показателем ПШМ является амплитуда хода подошвы. В различных моделях она может различаться, хотя постоянно является сравнимо малой величиной. В среднем по классу платформа совершает перемещения на 1–3 мм, в более подвижных моделях могут фигурировать числа 5–6 мм (Festool RS 100). Большая амплитуда помогает резвее отшлифовать поверхность, но такая обработка совместно с тем будет и поболее грубой.

Ещё один аспект — это частота хода подошвы. На высочайшей скорости машина стремительно снимает относительно более толстый слой, а при наименьшей частоте проще достигнуть четкого финального шлифования. Некие производители делают частоту движения платформы изменяемой, превышая отметку 20000 ходов за минуту (Bosch GSS 280 AE L-BOXX), что позволяет подстроиться под обработку разных видов материалов, под особенности определенных поверхностей.

Bosch GSS 280 AVE

При выборе вибрационной шлифмашины отдельное внимание нужно уделить платформе. С её размерами всё достаточно легко, есть два варианта: типичный «эталон» и модели «мини» — площадь плиты около 100 мм2 (Makita BO4557, Sparky MP 250). Дети отлично подходят для узеньких, зажатых мест. Разумеется, что подошва должна быть высококачественной, совершенно плоской, с чёткими геометрическими формами. Экономные машинки оснащаются платформой из стали либо прочной пластмассы, а более дорогие аналоги — литыми площадками из сплавов с содержанием алюминия либо магния (Festool RS 100). Не плохая подошва отличается четкой балансировкой, что просто определяется малой степенью вибрации при работе без нагрузки (холостой ход). Важно, из чего сделана накладка, самый подходящий вариант — это пористый полимер, он лучше, чем резина, «держит» плоскость.

Makita BO4557

В отдельный класс выделяют вибрационные шлифовальные аппараты с дельтовидной платформой, в народе их именуют «утюг» (Hitachi SV12SH, Makita BO4565). Из-за маленьких размеров и неплохой «проходимости» их используют для обработки предметов с маленькими деталями и сложных поверхностей, таких как мебель, столярка, элементы лестниц, кузов автомобиля. Их треугольные платформы бывают поворотными — можно продолжать работу неравномерно «съеденным» лепестком наждака (Festool Deltex DX 93E) либо съёмными (с резвой установкой другого типа площадки — для вогнутых/выпуклых поверхностей, для структурирования, полирования, натирки).

Festool Deltex DX 93E

Наждак по-разному может крепиться к площадке. Удобнее, когда бумага фиксируется на липучках, но особая оснастка стоит относительно недешево. Вариант с подпружиненными зажимами несколько труднее, зато можно использовать недорогую шлифовальную бумагу, нарезанную своими руками (стоит только в подходящих местах сделать отверстия для пылеотвода).

Борьба с маленькой пылью, которая безизбежно появляется при работе шлифмашиной, ставит огромное количество задач перед разработчиками. Им приходится усиленно работать над защитой всех устройств. В этом случае применяется особенная герметизация мотора, защищённые подшипники и переключатели, непроницаемый корпус, система каналов с принудительным пылеотсосом. Чтоб пыль удалялась из рабочей зоны и не насыщала воздух, её направляют в мешок-сборник либо фильтр, почти всегда к патрубку можно подключить пылесос — это самый действующий способ защиты.

Эксцентриковые (орбитальные) шлифовальные машины

Этот тип шлифмашин предназначен для качественной обработки. Пикантное шлифование и даже полирование — вот их стихия, хотя производительность таких аппаратов может быть более впечатляющей, чем у вибрационных машин. Они управятся с хоть каким материалом, в большинстве случаев ЭШМ вы встретите у древесных дел мастеров, авто маляров. В работе с профильными, объёмными, криволинейными предметами эксцентриковым шлифмашинам нет равных, с плоскостями у их тоже заморочек не появляется. Единственное, где такая машинка спасует, это в углах и маленьких ложбинках — «тарелка» туда просто не достанет.

Так же как и плоскошлифовальные агрегаты, «орбиталки» имеют эксцентрик и противовес, при помощи которых круглая шлифовальная плита делает не только лишь движение вокруг собственной оси, да и по «орбите» с маленький амплитудой. Любопытно, что осевое движение происходит обычно по инерции, а в неких моделях, является принудительным (средством шестерёнчатой передачи — Kress 900 MPS). Такое сложное перемещение рабочего полотна вместе с высокой скоростью вращения как раз и позволяет получить поверхность хорошего свойства, без ложбинок, волн и царапин.

От 200 до 900 ватт — столько потребляют моторы современных ЭШМ. Те, что более массивные, естественно, будут и производительнее, они с лёгкостью потянут подошву покрупнее, до 150 мм в поперечнике (к примеру, 400-ваттная Bosch GEX 125–150 AVE либо Интерскол ЭШМ-150/600Э).

Bosch GEX 125–150 AVE

По скорости поступательного движения орбитальные машины также имеют различия. Если гласить о вращении, то этот показатель может быть от 4 до 14 тыщ оборотов эксцентрика за минуту для моделей с регулировкой (Metabo SXE 425), и около 12000 для моделей без такой. Если гласить о понятии «колебание» — то данные числа будут в два раза меньше. По сути здесь всё просто, чем выше скорость, тем грубее будет обработка, но тем резвее можно выполнить работу.

Metabo SXE 425

Эксцентрик орбитальных машин может иметь не однообразный «размах» — от 2 до 7 мм (Festool WTS 150/7 E-Plus). Это именуется амплитудой колебания. Чем она меньше, тем меньше вибрации генерирует аппарат, тем компактнее прогуливается тарелка, тем наименьшую площадь мы обрабатываем, но тем чище будет шлифование. В неких ЭШМ оператор может устанавливать определённую амплитуду, влияя на производительность и тонкость шлифования.

По сопоставлению со своими собратьями (ЛШМ и ПШМ) «орбиталки» обычно отлично нашпигованы электроникой. Про установку скорости и амплитуды мы уже побеседовали, вприбавок к этому проф инструмент пичкают системой автоматического поддержания частоты (Bosch GEX 150 Turbo), чтоб она не падала под нагрузкой — это постоянная электроника. В неких моделях имеется электродинамический тормоз (AEG EX150ED K), который после отключения кнопки «запуск» одномоментно стопорит рабочую плиту, предотвращая порчу заготовки и снижая возможность травматизма. Для массивных проф машин может быть предусмотрен ограничитель пусковых токов (Makita BO6040), который плавненько разгоняет инструмент, не допуская стартового рывка и предохраняя сеть от краткосрочной, но увеличенной в разы нагрузки.

Makita BO6040

К очень приятным опциям отнесём съёмный сетевой кабель, регулируемую либо съёмную переднюю ручку, фиксацию пусковой кнопки, многофункциональный отвод пыли.

Непременно необходимо направить внимание на тип шлифовальной подошвы. Во-1-х, если нужна особо пикантная обработка, не гонитесь за большой тарелкой, у неё, кстати, и мёртвая зона больше, и амплитуда порядка 5–7 мм. Плита, изготовленная из металла, обладает стабильностью, высочайшей прочностью и отлично отводит тепло. Гибкая тарелка отлично совладает с выпуклыми поверхностями. Они все имеют липучку для фиксации наждака и отверстия для отсоса пыли. Эти отверстия у отдельных производителей могут быть различными по размеру, количеству и расположению, по этому признаку необходимо подбирать подходящую оснастку.

Несколько общих советов касающихся выбора

Если денежный вопрос имеет не последнее значение, то для домашней мастерской можно приобрести модель из разряда «хобби». Хорошие экземпляры предлагают компании Makita, Black&Decker, Skil, Sparky, Bosch. Поглядите в сторону российского производителя — «Интерскол», «Фиолент» приметно подтянулись в плане свойства и функциональности собственного инструмента.

Направьте внимание на массу и габариты интересующего изделия, в особенности если много работы планируется «по месту», на весу, на вытянутых руках. Дайте предпочтение не очень сильной машине, а более высокоскоростной, она будет легче, компактнее и дешевле. А вот для постоянного выполнения операций на верстаке большой вес аппарата станет быстрее плюсом, чем минусом.

Непременно хорошо «пощупайте» шлифмашину, найдите самую подходящую для вас по эргономичности. Обусловьтесь с типом основной и дополнительной ручки, вероятнее всего для вас придётся выбирать меж «грибом» и «скобой». Поглядите, комфортно ли размещены переключатели, и как они работают, как просто изменяется оснастка, не мешает ли сетевой шнур.

Проверьте подвижные части изделия на наличие люфтов. Поглядите на точность подгонки деталей корпуса. Включите машину в магазине инструментов, хотя бы на холостом ходу оцените уровень шума и вибрации. Поинтересуйтесь ценой, ассортиментом и возможностью взаимозаменяемости расходных материалов.

Взвесьте все «за» и «против», не спешите с выбором, тогда весь ремонт пройдёт гладко.

Подстолье для рабочей поверхности Лофт Х-образное 850 мм, цвет черный

Подстолье железное барное Лофт - темное. Имеет устойчивую X-образную форму. Винтообразное крепление обеспечивает надежность и долговечность фиксации. Подстолье выполнено из стали, рассчитано на нагрузку в 100 кг.

Особенности